Мегалитический храм Кайласанатха, созданный из единого камня гигантских размеров, считается самым таинственным и впечатляющим пещерным культовым объектом Индии и всего мира. Огромное сооружение является одним из 34 пещерных храмов и монастырей, которые создают ансамбль более известный как «Пещеры Эллора». Уникальные пещеры, датируемые 600-1000 гг., стали главной достопримечательностью страны, к которой устремляются не только миллионы туристов, но и группы исследователей, пытающихся разгадать тайну их создания.
Эллора — это небольшая деревушка, расположенная в индийском штате Махараштра, недалеко от города Аурангабад, стала известна на весь мир благодаря уникальному мегалитическому ансамблю, состоящему из 34 пещерных храмов и монастырей. Причем не только высокохудожественная ценность древних объектов делает это место настолько значимым для мирового культурного наследия. Как оказалось «Пещеры Эллора» являются свидетельством мирного сосуществования трех различных религий – индуизма, джайнизма и буддизма.
Примечание: «Пещеры Эллора» насчитывают 34 культовых объекта: 12 из них являются буддийскими храмами, 17 – индуистскими и 5 – джайнистскими религиозными сооружениями, которые вырубались в базальтовой породе скал в таком же хронологическом порядке.
В этом комплексе каждый из пещерных храмов или монастырей поражает своим размахом и удивительными формами, но наиболее впечатляющим считается храм Кайласанатха (Кайлаш). Известный своими гигантскими размерами, способом создания и впечатляющим орнаментом этот шедевр мировой архитектуры вызывает множество вопросов, ведь до сих пор не совсем понятно, кто построил уникальный храм в Кайласе.
У исследователей нет никаких документальных подтверждений и убедительных версий по этому поводу. Большинство ученых приписывают это Рахтракуте, царю Кришне I, который правил примерно с 756 по 773 год н.э.
Поскольку научно ничего ещё так и не доказано, здесь уже много веков подряд передают из уст в уста средневековую легенду, которая была написана в «Катха-Калпатару» (древний трактат из Вед) Кришной Яджнавалки: «Когда царь был тяжело болен, его королева молилась богу Шиве, чтобы ее муж выздоровел. В обмен на его здоровье королева поклялась построить храм во имя Шивы и поститься до тех пор, пока не будет завершена шикхара (вершина храма). Король быстро поправился, и началось строительство храма, но, к ужасу супругов, оказалось, что для появления шикхары понадобятся годы. К счастью, один изворотливый инженер пришел и объяснил, что, начав с вершины горы, он может сделать купол храма в течение недели. Это очень помогло королеве, которая могла быстро закончить ее пост, и поэтому храм был построен сверху вниз».
Несмотря на то, что это только легенда, но подтвержденным фактом является то, что храм Кайласанатха (Kailasanatha) действительно был построен сверху. Такое необычное решение потребовало вручную выбрать более 200 тыс. тонн вулканической породы из скалы, ведь конечная высота сооружения достигла 30 метровой высоты, при этом общая глубина котлована составляет 50 м.
Причем ни один элемент самого строения или его украшения не был занесен извне – все высекалось из одной скалы. Учитывая обширное пространство, богато украшенный фасад и внутренний двор храма, считается, что работа могла начаться с Кришны I и продолжаться как минимум 100 лет, когда другие правители добавляли декоративные элементы на свое усмотрение.
Даже спустя более тысячи лет они бы не решились на строительство такого сооружения, в особенности создания цокольной части, ведь в качестве основания служат спины монументальных скульптур слонов и львов. Чтобы так рассчитать нагрузку и высечь у самого основания 3-х метровые изваяния, не повредив всю надстройку – зодчий должен был быть просто гением.
А что это был человек, нет сомнения даже у любителей приписывать все неординарное и непонятное высшим силам или инопланетянам. По сведениям редакции Novate.Ru исследователям удалось найти тайник в храме, в котором находилась медная табличка с надписью: «О, Шива! Как я мог сделать подобное без волшебства?» Вот этот вопрос задают себе потомки уже более тысячи лет и он так, и остался не раскрытым.