О чём промолчала школьная учительница русского языка

«С русским языком можно творить чудеса», — написал в книге «Беспокойная юность» признанный мастер кристально отточенного слова Константин Паустовский. Действительно, в русском языке нет ничего невозможного. И лишним подтверждением тому служат малоизвестные особенности современного русского языка, о которых нам, к сожалению, не рассказывают в школе.

О чём промолчала школьная учительница русского языка

ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО РУССКОГО ЯЗЫКА

Сколько на самом деле падежей?

В школе всех нас учили, что в русском языке существует шесть падежей. Тем не менее специалистами часто упоминаются по крайней мере еще два. А некоторые дотошные филологи и вовсе насчитывают целых (ого!) пятнадцать падежей.

О чём промолчала школьная учительница русского языка

Итак, всего 6 падежей и к ним вопросы:
Именительный — кто? Что?
Родительный — кого? Чего?
Дательный — кому? Чему?
Винительный — кого? Что?
Творительный — кем? Чем?
Предложный — о ком? О чем?

Итак, как запомнить все названия? Есть смешная фраза:
Иван Родил Девочку, Велел Тащить Пелёнки.
Соотнесите начальные буквы с названиями падежей. Согласитесь, все стало проще?
А для того, чтобы запомнить вопросы, подставьте слова-подсказки:
Им.п. — Есть Кто? Что?
Род.п. — Нет Кого? Чего?
Дат.п. — Дать Кому? Чему?
Вин.п. — Вижу Кого? Что?
Твор.п. — Горжусь Кем? Чем?
Пред.п. — Говорю О ком? О чем?

К примеру, звательный падеж используется в предложениях вроде: «Пап, купи мне машинку!» Произнося фразы «налить соку», «задать жару», «прибавить ходу», мы, сами того не зная, используем количественно-отделительный (партитивный) падеж.

Иногда его еще называют вторым родительным. Действительно, он отвечает на те же вопросы, что и родительный. А иногда его можно спокойно заменить им. Например, можно предложить «чашку чаю» и «чашку чая». Оба варианта правильные, но в первом случае это партитив, а во втором родительный падеж.

О чём промолчала школьная учительница русского языка

15 падежей русского языка💥

Иван Родил Девчонку Велел Тащить Пелёнку. Эм, 6… Что по счёту?

Да, после поступления на филфак я действительно подзабыла таблицу умножения, но тут я не ошиблась. Основных падежей всего 6, но есть ещё и их произодные. Если вам интересно, то филологам о них тоже особо не рассказывают, так как современный русский язык вполне укладывается в концепцию «Рожавшего Ивана»

Но мы ребята любопытные, поэтому вот список дополнительных падежей с небольшими пояснениями:

💛Звательный падеж — обращение к кому — либо.

Примеры: Мам, Том, тёть Зин, Боже! (а вот это к нам из церковно — славянского перебежало).

💛Местный падеж — характеризует вопрос (указывающий на какое — либо место) и употребляется с предлогами «в», «при», «на».

П: в лесу, на тумбе, при полку.

💛Разделительный падеж — производное от родительного падежа.

П: Огоньку не найдётся? Задать жару, напиться чаю.

💛Счётный падеж — употребляется с числительными.

П: Сделать три шагА (не шАга), два часА.

💛Отложительный падеж — указывает на начальную точку передвижения.

П: «Я из лесу вышел; был сильный мороз».

💛Лишительный падеж — употребляется с глаголами отрицания.

П: Не хочу знать этой правды.

💛Количественно-отделительный падеж — сложнА, ведь он похож на родительный и разделительный (логично, подвиды же💁‍♂).

П: прибавить ходу.

💛Ждательный (родительно — винительный) падеж — тут всё со словом ждать.

П: ждать у моря погоды, ждать папу с работы.

💛Включительный (превратительный) падеж — производное (😣) от винительного падежа, который применяется только в особых случаях.

П: взять в жёны, годиться в сыновья, пойти в лётчики.

Окончание второго родительного падежа закреплено во многих фразеологизмах: без году неделя, нашего полку прибыло, с миру по нитке, бесится с жиру.

«Чужая» буква

Буква «ф» в русском языке «чужая» и используется реже всего. А в первом шрифте, введенном Петром I в 1708 году, ее вообще не было.

О чём промолчала школьная учительница русского языка

Большинство слов с буквой заимствованы из иностранных языков. Исключением служат славянские по происхождению звукоподражания вроде «фыркать» или «фукать».

Недостаточные глаголы

Как будет правильно: убедю, убежу или, может быть, убеждю? Все эти варианты неверны. Слово «убедить», как и «дерзить», «чудить», «шкодить», «победить», «затмить», просто не употребляется в первом лице единственного числа.

О чём промолчала школьная учительница русского языка

Норма русского языка предусматривает образование форм 1-го лица единственного числа от всех глаголов, способных иметь личные формы: ходить-я хожу, петь-я пою, кричать-я кричу… ⠀⠀ ⠀⠀ ⠀⠀ ⠀⠀ ⠀⠀ ⠀⠀ ⠀⠀ ⠀⠀ ⠀⠀ ⠀⠀ ⠀⠀

Однако «не разрешает» образовывать форму 1-го лица от глаголов победить-победю, побежу, убедить-убедю, убежу.

Поэтому правильно будет сказать: я смогу убедить, я сумею победить.

Глаголы с неполным спряжением называют дефективными или недостаточными. Ведь им недостает одной из форм. Чтобы выкрутиться, приходится заменять такой глагол какой-нибудь описательной конструкцией. Например, «докажу свою правоту» вместо «убедю» и «одержу победу» вместо «победю».

Уникальные суффиксы и приставки

Одни суффиксы и приставки используются в русском языке регулярно, случаи применения других можно пересчитать по пальцам. Например, приставка [ко] в словах колупать и закоулок. Очень редкая приставка [ку] в словах кудель, кудри, кумекать. Приставка [су]: суглинок, супесь, сумрак.

О чём промолчала школьная учительница русского языка

Редкий суффикс [адь] образует существительные со значением женщины или жены. Например, попадья. Суффикс [алей] образует фамильярные прозвища лиц мужского пола: дуралей.

Бывают ли слова без корня?

«Вынуть» — единственное в русском языке слово без корня. Точнее с нулевым корнем. Когда-то корень был, но утратился в результате исторических преобразований.

О чём промолчала школьная учительница русского языка

Начальное слово «вынять» с корнем «ня» превратилось в «вынуть» с суффиксом «ну». А вот в глаголе несовершенного вида «вынимать» есть корень «ним».

У некоторых слов есть авторы

Что же это за слова и кто их авторы? Авторские неологизмы — это слова, созданные писателями и поэтами. Так автором слов «благотворительность», «трогательный», «будущность», «достопримечательность» считают Николая Михайловича Карамзина.

О чём промолчала школьная учительница русского языка

12 декабря (1 декабря по ст. стилю) 1766 года родился Николай Михайлович Карамзин – русский писатель, поэт, редактор «Московского журнала» (1791-1792) и журнала «Вестник Европы» (1802-1803), почётный член Императорской Академии наук (1818), действительный член Императорской Российской академии, историк, первый и единственный придворный историограф, один из первых реформаторов русского литературного языка, отец-основатель отечественной историографии и русского сентиментализма.

Слова «головотяп» и «злопыхательство» придумал Салтыков-Щедрин. Изобретателем слова «отсебятина» является известный художник Карл Брюллов. Из авторских неологизмов Маяковского можно составить целую книгу. Чего только стоят «дрыгоножество» (балет), «голоштанный», «сердцелюдый», «молоткастый», «испавлиниться».

Конечно, это далеко не все особенности современного русского языка. Но мы искренне надеемся, что открытия, сделанные во время чтения нашей статьи, помогут вам еще сильнее полюбить «великий и могучий», взглянув на него с новой стороны.


Оцените статью